Одной из проблем мотоциклов и скутеров является то, что площадь
соприкосновения с дорогой мала, поэтому достаточно легко заблокировать
колеса нажатием на тормоз, не говоря уже об экстренном торможении.
Заблокированным колесом трудно управлять. Если блокируется заднее
колесо, переднее будет крутиться быстрее и мотоцикл поведет в сторону.
Если блокируется переднее колесо, при повороте руля вас может закрутить
и мотоцикл потеряет равновесие, что приведет к падению. Но при этом
всегда необходимо держать руку на тормозе передних колес, т.к. именно
он способен остановить ваш мотоцикл в экстренном случае.
Тем не менее, прогресс не стоит на месте и безопасность с
каждой моделью улучшается. При наличии ABS тормозить быстро становится
так же легко и просто, как нажать рычаг тормоза. Комбинированная
система тормозов имитирует принцип торможения пилотов, которая помогает
уравновесить торможение передних и задних колес, сокращая тормозной
путь. Но на практике торможение получается слишком быстрым, особенно
если резко нажать на правый тормоз. Осторожнее, если дорожное покрытие
скользкое (после дождя, грязный асфальт и т.п.). В таком случае нужно
отдать предпочтение заднему тормозу, особенно если вы на скутере или с
пассажирами.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых
приходится совершать резкое торможение. И научимся сводить риск на нет!
Запасной выход
Как бы хорошо мы не умели тормозить, иногда наш тормозной путь
оказывается слишком длинным. На рисунке красный мотоцикл едет
неправильно: он слишком прижался к впереди идущей машине, занял
центральное положение в ряду, а при резком торможении столкновения не
избежать. Синий мотоцикл наоборот движется грамотно, предполагая, что
ему, может, придется резко затормозить. В таком случае у него есть
пространство для маневра, и он заранее знает, куда вывернуть руль,
чтобы избежать столкновения. Если выбора не остается, лучше всего
постараться проехать между машинами: так удастся избежать резкого и
жесткого лобового столкновения, а, может, вы даже не заденете и не
помнете ни одной машины. В худшем случае при столкновении у машины
останется вмятина или царапина, а ваш мотоцикл будет практически без
повреждений. Возможно, вы потеряете равновесие, но не упадете, так как
будете окружены машинами.
Осторожнее при торможении на дорожной разметке
В момент торможения следить за машинами вокруг вас – не самое
главное! Дорожное покрытие, на котором вы тормозите, также имеет
неоспоримое значение для безопасности. Пускай у вас войдет в привычку
не тормозить на зебре, на дорожной разметке, на стрелках и указателях,
нанесенных на асфальте. Разумеется, избегайте этих зон, если вам
необходимо резко затормозить, потому что блокировка тормозов неизбежна
(а с ABS тормозной путь увеличится). Если торможение на данном участке
дороги неизбежно, совершите его по принципу ABS, нажимая и отпуская
тормоза, чтобы не заблокировать полностью колеса. На рисунке синий
мотоцикл выбрал правильную траекторию и проехал между полосами зебры,
чтобы торможение прошло гладко. А красный мотоцикл не обратил внимания
на зебру, проехав строго по ней и попав, таким образом, в обычную
городскую ловушку.
Непредвиденные ситуации на дороге
Если вы видите детей, играющих на тротуаре возле проезжей
части, осторожнее, они могут выскочить на дорогу. Если они играют с
мячом, будьте готовы к тому, что на дорогу может внезапно упасть мяч, а
за ним выскочит ребенок. Если на тротуаре вы видите собаку без поводка,
вполне вероятно, что она бросится на ваш мотоцикл. Это только некоторые
примеры непредвиденных ситуаций, которые на самом деле легко
предугадать. Следовательно, когда вы перемещаетесь по городу на
мотоцикле и видите возможные опасности, будьте предусмотрительны:
готовьтесь к экстренному торможению заранее.
Если вы едете с пассажиром
Если на вашем транспортном средстве помимо вас есть пассажиры,
будьте бдительны! Ведь в данном случае вы отвечаете не только за свою
целостность и сохранность, но и за безопасность окружающих вас людей и
пассажиров. Вес пассажира значительно изменит поведение вашего
мотоцикла на дороге. Он станет менее скоростным, а тормозной путь
увеличится, так как давление на задние колеса усилится. До поездки
расскажите пассажиру, как он должен правильно сесть, чтобы не мешать
вам свободно маневрировать и чувствовать себя удобно и безопасно. И
помните: когда вы не один на мотоцикле, не стоит лихачить и показывать
свое мастерство. Лучше ехать плавно, мягко и спокойно.
Не забывайте:
– опыт и мастерство, приходящее с ним, – залог безопасной езды.
С опытом проходит чувство страха, даже если вы падали с мотоцикла или
сталкивались с автомобилем. Поверьте, мы это видим каждый день;
– практика, практика и еще раз практика! Потренируйтесь резко
тормозить на неоживленных трассах, чтобы овладеть тормозными рычагами.
Тогда в случае вынужденного экстренного торможения вы даже не
задумываясь поступите правильно;
– всегда держите один или два пальца на тормозе, особенно при
оживленном движении. Это поможет вам выиграть доли секунды при
торможении и избежать аварийных ситуаций;
– переднее колесо превалирует при торможении. Не забывайте о
правом рычаге тормоза, он способен сгладить торможение и не допустить
блокировки колес;
– если ваш скутер или мотоцикл имеет комбинированную систему
тормозов, прочувствуйте предел торможения. Правый рычаг тормозит скутер
быстро и довольно устойчиво, но дойдя до предела, блокирует задние
колеса, а передние медленно притормаживают;
– если у вашего мотоцикла или скутера есть ABS, потренируйтесь
тормозить, нажав рычаг тормоза до предела, при этом следя за ситуацией
на дороге, чтобы избежать столкновений. Для этого и необходима ABS,
чтобы продолжать свободно управлять вашим транспортным средством даже
при резком торможении.